Здоровая осанка школьника
В преддверии 1 сентября родителям школьников предлагается широкий ассортимент рюкзаков на любой вкус и цвет. Как не растеряться и выбрать правильный школьный рюкзак?
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к рюкзакам предъявляются следующие требования:
- вес рюкзака должен быть не более 700 г для учащихся 1 – 4 (начальных) классов, не более 1000 г – для учащихся 5 – 11 (средних и старших) классов;
- рюкзаки должны быть изготовлены из материалов контрастных цветов, предусматривать детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане — так ребенка будет лучше видно на пешеходных переходах;
- для учащихся 1 – 4 классов ранцы должны быть снабжены формоустойчивой (жесткой) спинкой.
Рюкзак для детей 1 — 4 классов должен быть следующих размеров:
- высота – 30 — 36 см;
- длина – 22 — 26 см;
- ширина дна – 6 — 10 см;
- длина плечевого ремня (лямок) – 60 — 70 см;
- ширина плечевого ремня (лямок)– 3,5 — 4 см.
Длина плечевого ремня (лямок) должна регулироваться в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Ремни также должны иметь разъем, облегчающий одевание и снимание рюкзака.
Материал для изготовления рюкзаков должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки. Элементы ранцев, рюкзаков не должны натирать кожу ребенка. Материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным. При использовании жесткого материала рекомендуются специальные накладки.
В целях профилактики нарушения осанки учащихся рекомендуется для учеников начальных классов иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в школе, второй – для приготовления домашних заданий.
Масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы рюкзака) должна предусматриваться не более:
- 1,5 кг для учащихся 1 − 2 классов;
- 2,5 кг для учащихся 3 − 4 классов;
- 3,0 кг для учащихся 5 − 6 классов;
- 3,5 кг для учащихся 7 − 8 классов;
- 4,0 кг для учащихся 9 − 11 классов.
Важно!
Рюкзак со всеми учебниками должен весить не больше 10% от веса ребенка.
Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.
Для формирования здоровой осанки у младших школьников (1-4 классов) предпочтительнее использовать рюкзаки с твердым корпусом и жесткой ортопедической спинкой. Благодаря такой конструкции нагрузка на спину и позвоночник распределяется равномерно, препятствуя формированию сколиоза.
Выбирайте правильный школьный рюкзак и сохраните здоровую осанку детей!
Лабиринт детских страхов
Природа детских страхов может быть совершенно разной. Появление некоторых страхов ожидаемо в определенном возрасте и является частью взросления, усложнения отношений с миром. К таким ожидаемым страхам можно отнести, например, страх темноты или сказочных существ у дошкольников. Страх темноты мы наследуем от наших далеких предков — это сохраняющий жизнь код поведения, предупреждение о возможной опасности, сигнал «Будь осторожен!».
Другие страхи — это эмоциональный отклик ребенка на травматическую ситуацию, испуг, о котором он не умеет или не может рассказать взрослому. Дети имеют разную степень стрессоустойчивости: то, что для одного ребенка просто неприятное событие, для другого — серьезное эмоциональное испытание. К таким страхам можно отнести страх быть брошенным, страх воды, тревогу перед знакомством с новыми людьми, посещением новых мест, страх закрытых пространств или страх остаться дома одному.
Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний. Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.
Как работать с детскими страхами
Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы. Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку. Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях.
Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают. Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.
Как правильно одевать ребенка зимой
Для того чтобы снизить риск простудных заболеваний у детей зимой, необходимо правильно подбирать одежду и обувь. Следует помнить, что детская одежда должна быть удобной, функциональной, безопасной и самое главное — соответствовать температуре на улице.
Какие же требования мы предъявляем к детской одежде? Во-первых, одежда должна сохранять тепло. И это самое важное, ведь какая бы она влагопыле-грязеотталкивающая ни была, если ребенок в ней мерзнет — это плохая одежда! Вместе с тем, одежда должна быть легкой. И это второй наиважнейший фактор: если ребенок не чувствует себя легко, не может играть, он, непременно, от такой прогулки устанет быстрее, разочаруется, а если не будет двигаться, то еще и замерзнет. В-третьих, верхняя одежда не должна промокать, а грязь с нее обязана легко смываться. Это удобно ребенку — время прогулки продлевается и перед ним стоит меньше запретов, и маме — она знает, что ребенок не промокнет и ухаживать за одеждой легче.
Обувь для детей стоит выбирать теплую, не пропускающую влагу, удобную и прочную. Значение имеет и подошва этой обуви. Она не должна быть скользкой. Для любого возраста ребёнка не допустим высокий каблук. Позвоночник всё ещё растёт и формируется, каблуки ему ни к чему. Кроме того, каблук повышает опасность травмирования во время падения. Нужно знать, как правильно выбрать одежду. Лучше выбирайте удобную, сделанную из натуральной ткани или шерсти, чтоб легко одевалась.
Для детей постарше есть комбинезоны разных видов. Чтоб выбрать хороший комбинезон, нужно учитывать рост ребенка, мягкость, водонепроницаемость. Очень важно, чтоб он легко расстегивался от воротничка до низа штанины. Хорошо, если есть манжеты на рукавах — они облегают руки и не пропускают холод. Подкладка в комбинезоне должна быть хорошо прошита, как и воротник комбинезона. Хорошо, если в комбинезоне нет швов, которые причиняют дискомфорт ребёнку.
Производители спортивной и туристической одежды используют в качестве утеплителей разнообразные синтетические материалы. Почти все они произошли от синтепона. Опытным путем было установлено, что куртки и спальные мешки из плотного синтепона быстро приходят в негодность: комкуются при стирке, не греют, да и тело в них, как хочется туристу или спортсмену, не дышит, а запотевает. Синтепон плохо проводит воздух и слабо сохраняет тепло.
Появились новые утеплители: холлофайбер, тинсулейт, файбертек и другие. И появилась одежда для детей, в которой используются эти утеплители. Что предпочесть? В чем ребенок точно-преточно не замерзнет? Преимущество синтетических утеплителей в том, что они гипоаллергенны, в них не заводятся микроорганизмы (клещи и др.), а еще одежда с различными «файберами» («файбер» переводится как «волокно») внутри лучше держит форму, не деформируется от стирок, держит тепло и не пускает внутрь холодный воздух.
Все синтетические наполнители нового поколения работают по одному принципу: они хорошо сохраняют тепло. Ищите (спрашивайте) указатель допустимой температуры (до -10° или до -40°). Помните, что греет не утеплитель, а воздух в его полостях. Чем легче волокна, чем больше полостей внутри, тем ниже температура, при которой можно использовать эту одежду. Лучший термоизолятор — это воздух.
Чтобы в холодную погоду ребёнок не замерзал, следует придерживаться принципа многослойности, учитывать температуру воздуха и тип подвижности ребёнка. Количество слоёв зависит от погоды и индивидуальной степени активности ребёнка. А почему ребенок мерзнет зимой? Тут два варианта: либо на нем слишком мало одежды и он не согревается, либо на нем слишком много одежды и он перегревается, потеет и тут же замерзает из-за того что влажный. С первым пунктом понятно, что делать – утеплиться. Со вторым в принципе тоже понятно – частично разоблачиться, но во-первых для этого надо наступить внутренней бабке на горло и признать, что возможно действительно на ребенке слишком много одежды-то надето, во-вторых есть нюансы, и дело в них.
Первый слой — это термобелье, его одевают непосредственно на голое тело, без всяких маек, футболок и колготок. Привычное нам хлопковое белье здесь не годится: если ребенок вспотеет, то оно впитывает в себя всю влагу и ребенок мерзнет. Термобелье же влагу не впитывает, а выводит на следующий слой одежды. Чтобы термобелье работало, оно должно плотно прилегать к телу. В зависимости от температуры воздуха и активности ребенка вы можете выбрать синтетическое, шерстяное, тонкое или толстое термобелье.
Второй слой, в зависимости от погоды, может быть флисовым или шерстяным, а может и вовсе отсутствовать. Главное требование ко второму слою — быть тонким и не сковывать движения. Флис и шерсть, помимо основной функции — дополнительного утепления и создания воздушной прослойки, продолжают благородное дело первого слоя: отводят влагу еще дальше от тела ребенка, к следующему слою.
Третий слой — непосредственно сам комбинезон, его основная задача защищать ребенка от внешних воздействий: таких как ветер, снег, лужи или дождь. В зависимости от погоды и ваших предпочтений комбинезон может быть потоньше или потеплее, слитный или раздельный, но чтобы принцип многослойности работал в полную силу, ткань комбинезона должна быть мембранной. Мембрана не продувается и не пропускает воду, при этом дышит и отводит влагу изнутри.
Таким образом, одевая ребенка по принципу многослойности вы можете быть спокойны: даже взмокший ребенок не замерзнет и ему будут не страшны любые внешние воздействия.
Старайтесь выбирать качественную зимнюю одежду и обувь, ведь от этого зависит здоровье Ваших детей!
Профилактика нарушения зрения у детей
Одним из самых драгоценных органов человека можно назвать глаза, ведь именно зрение позволяет видеть, писать, читать, рисовать, познавать окружающий мир! Хорошее от рождения зрение – бесценный дар, который нужно беречь, а если возникают проблемы – их незамедлительно необходимо решать. Профилактика нарушения зрения важна в любом возрасте, но особенно – в школьном.
Период функциональной неустойчивости органа зрения как раз совпадает с возрастом поступления ребенка в школу – 6-7 лет; около 4-5% детей уже имеют проблемы со зрением ещё до начала периода обучения. Помимо этого, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: так, объем зрительной нагрузки у младших школьников в среднем составляет 5-7 часов в день, у школьников среднего и старшего возраста – 8-10 часов в день. Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, часто болеет, то он входит в группу повышенного риска развития нарушений зрения.
Многочисленные исследования посвящены проблеме изучения расстройств зрения у школьников. При этом все исследователи отмечают общую закономерность – от младших классов к старшим происходит увеличение числа учащихся с близорукостью. С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. В связи с этим очень важна профилактика нарушений зрения у школьников.
Профилактика нарушений зрения – это комплекс несложных мероприятий, которые помогут сохранить его на должном уровне на долгие годы. Ключевые моменты профилактики зрения у детей следующие:
1. Разумные зрительные нагрузки. Как любой человеческий орган, глаза, от чрезмерных усилий и напряжения, утомляются и снижают эффективность своей работы, регулярное перенапряжение может привести к спазму глазных мышц, в результате чего глаза перестают отзываться на смену фокусного расстояния.
2. Контакт с компьютером и телевизором должен быть дозированным. Глазам нужно давать отдых! Одна из основных причин ухудшения зрения у детей – это отсутствие ограничения просмотра телевизора и времени, проведенного за компьютером. Оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз. Монитор должен стоять на расстоянии вытянутой руки ребенка. Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном.
3. Правильное чтение и письмо:
• необходимо исключить чтение в положении лежа;
• книга (тетрадь) должна быть расположена от глаз на расстоянии, равном длине предплечья (от локтевого сгиба до кончика пальцев);
• ребенок должен заниматься в хорошо освещенном месте, при этом источник света должен находиться слева и сверху от него
• при чтении необходимы короткие перерывы — не менее 3-5 минут.
4. В школе необходимо несколько раз в год пересаживать ребенка за разные парты, чтобы глаза не привыкали смотреть на доску только под одним углом.
5. Необходимо следить за осанкой: сидя за столом у ребёнка спина должна оставаться прямой, расстояние до книги или тетради 30-40 сантиметров (равное полусогнутой руке), нужно обязательно пользоваться подставкой для книг.
6. Активный образ жизни, сбалансированные физические нагрузки и свежий воздух – вот лучшая профилактика нарушения зрения у детей. Детям абсолютно необходим свежий воздух и солнечный свет ! 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Полезны привычка делать простейшую утреннюю зарядку, занятия физкультурой и спортом
7. Здоровое питание. Для хорошего зрения полезны продукты с высоким содержанием витаминов А и С. Такие продукты, как творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина, обязательно должны присутствовать в рационе школьника.