Истрия школы
1900 – в деревне Старая Рудня было четырёхлетнее народное училище и церковно-приходская школа
1914 – построена новое помещение школы. В этом помещении распологалось 6 классов. И называлась школай первой ступени.
1931 – Школа стала семилетней. Построено ещё одно помещение и дом дом с квартирами для учителей.
1940 – Открыт восьмой класс
1941 – В годы войны школа не работала. После отступления фашистов уцелело одно помещение, в котором не было ни окон, ни дверей, ни мебели…
1945 – Обновлено школьное помещение. Школа работает в 2 смены, в классах по 45-47 учеников. В начальных классах было по 3-4 параллели.
1962 – Семилетняя школа переделана в восьмилетнюю
1964 – Постановлением Президиума Верховного Совета БССР школе присвоено имя генерал – лейтенанта Л.Г.Петровского, который погиб в 1941 году на территории Староруднянского Сельского Совета
1964 – Обучение переведено на русский язык
В 1968 году построено новое трёхэтажное помещение на 536 учебных мест, открыт девятый класс. Школа стала десятилетней.
1970 – первый выпуск 10 класса.
Иван Фёдорович Мартинович
И.Ф.Мартинович.
Немного информации
Иван Федорович с юных лет отличался стремлением к получению знаний, освоению нового, изготовлению оригинальных устройств. Будучи школьником 7 класса, он из подручных средств (очковые линзы, фанерная коробка) самостоятельно сделал аппарат, с помощью которого можно было делать фотоснимки. Во время учебы в старших классах ему приходилось каждый день проходить в школу и обратно около 15 километров, а это около 3 часов. Время не тратилось зря – он в уме решал задачи из учебников по физике и математике, в том числе задачи так называемой «повышенной трудности». В итоге, один из немногих в районе, он получил аттестат об окончании средней школы с отличием. Такой аттестат давал право на поступление без экзаменов в любой вуз Советского Союза. Иван Федорович выбрал для себя специальность «точное приборостроение» в Московском станко-инструментальном институте. Можно не сомневаться, что он стал бы отличным инженером, но судьба распорядилась иначе. Из-за введения платы за обучение и отмены стипендий институт пришлось оставить.
В годы армейской службы в трудное для всех время Великой Отечественной войны Иван Федорович успешно освоил достаточно новую по тем временам воинскую специальность – радиотелеграфиста, причем не только на уровне работы телеграфным ключом, но и на уровне понимания роли каждого элемента приемо-передающего устройства. Благодаря этому он мог устранять сбои и повреждения радиоаппаратуры, неизбежные в полевых условиях и во время боевых действий.
В мирное время изготовление новых радиотехнических устройств на долгий период стало основным его увлечением. Он был постоянным подписчиком журнала «Радио» и активным участником популярных в то время выставок творчества радиолюбителей-конструкторов. Его работы отмечались дипломами, но не менее важным было то, что своим увлечением он захватывал многих старшеклассников, которые охотно занимались в радиокружке и сами собирали простейшие радиоприемники, другие электротехнические устройства. В то время (1950-е годы) бытовая радиоаппаратура была не очень надежной, а ремонт их не был налажен, запчастей было мало. Поэтому зачастую к Ивану Федоровичу обращались односельчане с просьбой отремонтировать радиоприемник. Он с помощью простейших измерительных приборов находил неисправности и устранял их (перематывал трансформаторы, менял сгоревшие детали). Таким своим мастерством был известен не только в Рудне, но и в окрестных селах. (Бывало, возвращаешься домой после школьных занятий, а у дома стоит конь с повозкой. Значит, кто-то привез в ремонт радиоприемник).
В начале 1960-х годов физику в школе вел уже другой преподаватель, но свободным было место учителя химии. Освоив предмет по учебнику для педагогического вуза, Иван Федорович увлекся химическими экспериментами сам и давал возможность проводить положенные по программе химические опыты ученикам, что до него учителя как-то опасались делать. Проводил химические вечера в сельском клубе, где к удовольствию присутствующих проводил наглядные химические опыты типа превращения воды в вино и наоборот, разложения воды натрием, горения порошков металлов и т.п. Сейчас такие опыты выглядели бы, наверно, примитивными, но в те годы химизация всей нашей жизни была еще в самом зачаточном состоянии.
Преподавание химии было лишь эпизодом учительской деятельности Ивана Федоровича, но приобретенные при этом навыки пригодились и в жизни – он освоил изготовление зеркал различного назначения, а в 90-е годы, уже будучи пенсионером – дубление шкур кроликов.
Ивана Федоровича всю жизнь привлекала музыка. Уже в зрелом возрасте он самостоятельно освоил игру на баяне, немного играл на струнных инструментах – мандолине, домре. В 60-е годы популярными стали электромузыкальные инструменты, и он с удовольствием играл на таких инструментах собственного изготовления (достаточно разнообразных по своим техническим характеристикам). Таким образом совместились два его увлечения – физика и музыка.
В 1980-е годы Иван Федорович вел в школе уроки астрономии. Чтобы поднять интерес к этому довольно отвлеченному предмету, нужно демонстрировать объекты звездного неба, а телескопа в школе нет. Решил изготовить сам, с помощью книги «Телескоп астронома-любителя». Устройство вроде и несложное, но где взять соответствующую оптику – зеркала или линзы? Остановился на телескопе-рефлекторе, начал осваивать шлифовку и полировку стекла. Работа оказалась крайне кропотливой, не терпящей спешки. Но в итоге нужный результат (параболические зеркала диаметром около 15 сантиметров при точности изготовления 0,001 миллиметра – трудно даже представить!) был достигнут, телескоп (и не один) собран, и школьники увидели своими глазами многое из того, о чем написано в учебнике астрономии.
Можно без преувеличения сказать, что Ивана Федоровича всегда отличало стремление к прекрасному. Будучи в гостях в Минске, любил при возможности посещать музеи и даже художественные выставки. В его жизни были эпизоды, когда он вел уроки рисования, преподавал «изобразительное искусство». Чтобы быть на уровне, собрал довольно большую коллекцию открыток с репродукциями картин из различных музеев СССР и мира, которые использовал на уроках. Сам рисовал мало, но с увлечением занимался изготовлением «поделок» — так он называл композиции из миниатюрных живописных изображений в обрамлении самых разнообразных узоров из цветных нитей. Получались довольно симпатичные настенные или настольные украшения, которыми он щедро делился со всеми знакомыми.
И несколько слов о еще одном увлечении – здоровым образом жизни. Не наделенный от природы крепким здоровьем, Иван Федорович благодаря постоянным усилиям сохранил работоспособность и интерес к жизни до последних дней. Он никогда не курил, практически не употреблял спиртное, при возможности всегда делал физические упражнения, охотно работал на приусадебном участке и в мастерской. Много читал на самые разные темы, охотно общался с людьми, был интересным собеседником как для людей своего возраста, так и для молодежи.
Краткое описание жизненного пути Ивана Фёдоровича МАРТИНОВИЧА
1923, 19 января | Родился в селе Гордуны Гомельского уезда Гомельской губернии (РСФСР), ныне – Добрушский район Гомельской области РБ.Родители:отец – Мартинович Фёдор Ефимович (1888-1926), учитель местной начальной школы, из крестьянской семьи села Старая Белицамать – Мартинович Федора Михайловна (1890-1937), из крестьянской семьи Дроздовых села Гордуны |
1930-1937 | Учащийся Гордуновской неполной средней школы (1-7 кл.) |
1937-1940 | Учащийся Тереховской средней школы (8-10 кл.) |
1940, сентябрь | Студент Московского станко-инструментального института, специальность «точное приборостроение» (оставил учебу в связи с введением платы за обучение) |
1940-1941 | Учитель неполной средней школы в селе Глубоцкое Тереховского района |
1941,апрель-июнь | Вместе с семьей сестры переехал на жительство в г. Черновицы (Черновцы). Работа в Черновицком обкоме ВЛКСМ (технический секретарь) |
1941, июль-сентябрь | Эвакуация. Работа на уборке урожая и строительстве оборонительных рубежей, Барвенковский район, Харьковская область |
1941, сентябрь-декабрь | Перегон стад колхозного скота в восточные районы СССР (село Великая Андреевка, Харьковская обл. – Луганская обл. – Ростовская обл. – Сталинградская обл., село Горный Балыклей) |
1941,28 декабря | Призван в ряды Красной Армии Горно-Балыклейским райвоенкоматом |
1942, январь-февраль | Военная подготовка по специальности «пулеметчик» (Саратовская область) и «стрелок-автоматчик» (Дальний Восток) |
1942, март | Привлечен к подготовке по специальности «радиотелеграфист». Направлен для прохождения службы в отдельный батальон связи |
1942-1945 | Проходил службу в качестве радиста в приграничных с Маньчжурией районах Приморского края (Турий Рог, Платоновка, Камень-Рыболов). Последнее воинское звание – сержант |
1945, август-сентябрь | Принимал участие в боевых действиях против японских войск в Маньчжурии, награжден медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Японией» |
1946, март | После демобилизации приступил к работе учителем Староруднянской семилетней школы |
1946-1949 | Студент физико-математического отделения Гомельского учительского института им. В.П.Чкалова (заочное обучение) |
1951 | По итогам дополнительного обучения присвоено воинское звание «младший лейтенант» |
1953-1957 | Завуч Староруднянской семилетней школы, преподаватель физики; активный участник областных и всесоюзных выставок творчества радиолюбителей-конструкторов |
1957-1959 | Временно не работал по болезни |
1959-1961 | С учетом состояния здоровья работал учителем Староруднянской вечерней школы сельской молодежи по ряду предметов |
1960 | Временно работал директором Староруднянского сельского клуба |
1961-1965 | Учитель химии Староруднянской восьмилетней школы |
1964-1967 | Учеба на заочном отделении Минского педагогического института им. А.М.Горького (математический факультет) |
1965 | Присвоено почетное звание «Заслужаны настаўнiк школы Беларускай ССР» |
1965-1972 | Заместитель директора по учебной работе Староруднянской восьмилетней (с 1968 года – средней) школы, в 1966-68, 1970 и 1972 гг. исполнял обязанности директора школы |
1972-1978 | Директор Староруднянской средней школы, преподаватель математики |
1978-1994 | Работа в Староруднянской средней школе: учитель математики (1978-79), «завуч» (1979-81), военрук (1981-85), учитель астрономии (1985-90), руководитель фотокружка (1990-94) |
1985 | В связи с 40-летием Победы награжден орденом Отечественной войны |
2012,6 сентября | Умер после тяжелой болезни, похоронен в селе Старая Рудня |
1968 год строительство трехэтажного здания
Открытие школы 1968 год