Тематические интерактивные задания
1. Викторина по сказкам
2. Изучим алфавит вместе
3. Правила чтения
7. Викторина
5. С. Михалков
6. Чарушин
3. Викторина «Сказки К. Чуковского»
4. Вставь словечко в пословицу
6. Особенности волшебных сказок
7. А.С. Пушкин
Памятка «Как оформить читательский дневник?»
Читательский дневник — это сборник отзывов о прочитанных книгах, которые понравились (или не очень).
Как оформить читательский дневник?
1. Для начала нужно определиться с оформлением читательского дневника. Легче всего за основу взять простую тетрадку в клетку. На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию автора, класс. Также ребенок может оформить обложку по своему усмотрению.
2. На следующей странице подготовьте содержание читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые необходимо прочитать.
3. При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться следующего порядка:
• Сперва напишите название произведения, Фамилию И.О. автора. Кроме того вы можете указать биографию автора, поместить его фото.
• Далее необходимо перечислить основных героев книги, можно дать им краткую характеристику.
• Следующим пунктом идет изложение сюжета (например, где и когда происходят события, в чем заключается конфликт, когда он решается и т.д.)
• Можно описать один из понравившихся эпизодов в книге.
Можно оформить и по — другому:
Если книга понравилась:
можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним найди и приклей портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество
Если книга очень понравилась:
создай рисунки-иллюстрации (или комиксы) на основе прочитанного;
придумай загадки или ребусы о героях;
составь кроссворд по прочитанному;
можешь написать и «послать” в дневнике письмо героям или автору книги;
узнай и запиши интересные факты из биографии писателя.
Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:
1. Нарисуй иллюстрацию в самом начале чтения, когда еще мало узнал. Она может быть любой, по твоему желанию. Напиши несколько слов к нарисованному.
2. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку! Вот вопросы тебе в помощь:
• Опиши внешность героя,
• Назови черты его характера
• Каковы его любимые занятия
• Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.
• Кто его друзья? Какие они?
• Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?
• А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?
• Нарисуй портрет любимого героя
3. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию.
4. Представь себя героем книги. Как бы тебя звали? Придумай себе имя, внешность. Опиши свой характер. Укажи, с кем бы ты дружил, где жил и т.д. Если хочешь, нарисуй свой портрет или сюжет со своим участием.
5. Вот ты и перелистнул последнюю страничку. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.
6. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова.
Творите! Придумывайте! Дружите с книгой!
Словарь-справочник по литературному чтению
Абзац — часть текста от одной красной строки до следующей.
Автор — создатель какого-либо произведения литературы, музыки, изобразительного искусства.
Аллегория –скрытый смысл, намёк,- выражение сложного явления, мысли, идеи с помощью конкретного предмета, «лица», жизненного примера, символа, знака.
Аннотация — краткое изложение содержания книги. Аннотация обычно помещается в начале или в конце книги.
Антонимы — слова, имеющие противоположные значения.
Басня — небольшое аллегорическое произведение, чаще стихотворное, с нравоучительным содержанием.
Герои ( животные, предметы ) басен — аллегории жадности, глупости, тупости, хвастовства, зазнайства и других отрицательных человеческих качеств. Басня часто заканчивается моралью — выводом автора, в котором разъясняется основная поучительная или нравоучительная мысль басни. Иногда мораль может предварять басенную историю.
Герой литературного произведения — действующее лицо, персонаж, образ, созданные воображением автора. В художественном произведении обычно действует не один герой. Герои могут быть главными и второстепенными, положительными и отрицательными.
Положительные герои наделены привлекательными качествами, значимыми для автора и выражающими его представление о том, каким должен быть человек.
Отрицательные герои — носители качеств, которые автор осуждает, противопоставляя их высшим ценностям жизни — любви, добру, правде, верности.
Гимн — торжественное стихотворение-песня, символ государства.
Гипербола — художественное преувеличение, которое использует писатель, чтобы показать силу, размер или значение того, что он изображает. Гипербола часто встречается в произведениях фольклора.
Диалог — разговор двух или нескольких людей, героев в художественном произведении.
Жанр — группа произведений с похожими художественными признаками и содержанием.
Жанры фольклора: сказка, загадка, пословица, поговорка, былина…
Жанры литературы: рассказ, повесть, роман, стихотворение, поэма, драма и другие.
Завязка — эпизод, с которого начинается развитие действия.
— элемент, часть сюжета.
Загадка — иносказательное описание предмета или явления, которые можно угадать по названным признакам.
Зачин — устойчивые (постоянные) слова или фразы, с которых начинаются сказки, былины или другие произведения фольклора.
Идея произведения — основная мысль, определяющая содержание произведения.
Изобразительно-выразительные средства — приёмы, с помощью которых писатель изображает какие-то картины и выражает свои мысли и чувства, чтобы читатель смог ярко представить изображённое, испытать ответные чувства (радость, возмущение, удивление, жалость, восхищение и т.д.), задуматься о сказанном автором. Примеры изобразительно-выразительных средств:
— необычная расстановка слов
-восклицания
-обращения
-вопросы к читателю.
Композиция — построение произведения, порядок изложения событий, расположение частей.
Концовка — заключительная часть художественного произведения.
Кульминация — самый важный, напряжённый эпизод в развитии действия.
Метафора — слово или выражение в переносном значении, основанном на сходстве или сравнении, часто скрытом (без слов, указывающих на сравнения: как, словно, будто и т.д.)
Олицетворение — наделение животных, предметов, растений, явлений природы человеческими качествами (речью, переживаниями, мыслями).
Развязка — эпизод литературного произведения, завершающий развитие действия.
Синонимы — слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
Сравнение — сопоставление людей, животных, предметов и явлений по их внешнему или внутреннему сходству.
Сюжет — цепочка последовательных событий, составляющих основное содержание художественного произведения.
Тема — предмет повествования, то, что писатель изображает, о чём пишет в произведении. Тема произведения тесно связана с идеей.
Эпитет — художественное определение, придающее образность и эмоциональность предмету, человеку, явлению.
На сайте «Сказочник» вас ждет наиболее полная коллекция СКАЗОЧНЫХ ВИКТОРИН, а также презентации и кроссворды по сказкам, вы можете проверить свои знания сказок, отвечая на вопросы онлайн.
Предлагаю вам посмотреть фильмы и мультфильмы, созданные по произведениям, которые мы с вами читали.
К.Чуковский «Путаница»
К.Чуковский «Федорино горе»
М.Зощенко «Не надо врать»
В.Бианки «Мышонок Пик»
В.Бианки «Сова»
В.Бианки «Первая охота»
С.Маршак «Пудель»
Л.Толстой «Филипок»
К.Паустовский «Растрепанный воробей»
А.Куприн «Слон»
М.Зощенко «Золотые слова»
М.Зощенко «Не надо врать!»
«Персей»
«Прометей»
РНС «Мена»РНС «Лиса и журавль»
В.Сутеев «Мешок яблок»
В.Сутеев «Кораблик»
В.Сутеев «Петух и краски»
В.Сутеев «Разные колеса»