Классный час и его формы — в копилку классного руководителя
Классный час «Моя семья»
Основные компоненты классного часа
Целевой — целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.
Содержательный — содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка.
Организационно-деятельностный — обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа, совместной деятельности. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический — в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:
составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;
уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;
выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;
индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
проведение классного часа;
анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Классный час может проводиться в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа (час классного руководителя), это может быть экскурсия или тематическая лекция. Это время распределяется и планируется классным руководителем и обучающимися. Но также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
Следует отметить, что классный руководитель, проводя воспитательный час или классное собрание, решает разные задачи, изменяет, содержание и методы проведения той или иной формы классного часа. Но в то же время нельзя не заметить, что все формы классного часа связаны друг с другом. Методика организации и проведения классного часа помогает определить его содержание. Содержание классного часа может зависеть от возраста школьников, а также целей и задач, которые определил классный руководитель.
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности обучающихся, их нравственные представления, интересы и т. д.
Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.
Классный час может проводиться в форме:
- классного собрания,
- воспитательного часа (час классного руководителя),
- экскурсии,
- тематической лекции,
- беседы (этическая, нравственная),
- диспута ,
- встречи с интересными людьми,
- викторины по различным областям знаний,
- КВНы;
- интерактивные игры;
- игры — путешествия;
- театральные премьеры;
- психологические игры и тренинги;
- читательские конференции.
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет следующие функции:
- просветительскую
- ориентирующую
- направляющую
- формирующую.
— Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
— Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.
— Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
— Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.
При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.
1.Определение темы и задач классного часа .
2.Определение времени и места проведения классного часа.
3.Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
4.Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
5.Анализ его результативности.
Советы по организации классного часа:
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
Организация и проведение нравственного классного часа (не чаще одного раза в четверть)
Главным назначением нравственного классного часа является: нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений
критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Варианты тематики нравственных классных часов
1. «Кто я? Какой я? — игра».
2. «Дверь в детство» — путешествие детей в детство их родителей.
1. Мои интересы, мои увлечения — аукцион увлечений и интересов учащихся.
2. Я — дома, я — в школе, я — среди друзей —игра.
1. «Мои «хочу» и мои «могу» — диспут.
4.Прекрасное и безобразное в нашей жизни — дискуссия
Организация и проведение психологических игр и тренингов:
Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах.
«Комплимент»
Ребята образуют два круга — внутренний и внешний — так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.
«Знакомство»
Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие: прилагательное должно начинаться с первой буквы имени, например, Таня трудолюбивая, Олег оригинальный.
«Всеобщее внимание»
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.
«За что нам нравятся люди»
Выбрать в группе человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который по очереди читает характеристики. Задача участников угадать, о ком идет речь.
«Рассмешить партнера»
Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рассмешить партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из остальных участников. В конце определяется самый смешливый человек и самый веселый, обладающий большим чувством юмора.
Организация и проведение тематического классного часа
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Примерная тематика классных часов:
- Мир моих интересов
- Памятные даты моей семьи
- Обычаи и традиции народов мира
- Кем быть и каким быть?
- Мир моих способностей
- Памятные даты моей страны
- Обычаи и традиции моей страны
- Люди, на которых хотелось бы быть похожим
- Компьютер в жизни человека
- Азбука вежливости.
- Портрет друга, которого я хотел бы иметь
- Герб моей семьи. Каким он может быть?
- О вкусах не спорят?
- Простые истории человеческой дружбы .
- Улицы, от названия которых становится теплей.
- .
- Как научиться говорить «нет».
- Как бороться с плохими привычками.
- Моя страна на карте мира.
- Я имею право, я обязан…
- Дом, в котором я живу…
- Все работы хороши, выбирай на вкус.
Организация и проведение информационного классного часа
Главное назначение информационного часа — формирование учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно — политической жизни страны, своего города, района.
Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.
- Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.
- Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.
Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными.
Правила подготовки информационного часа:
— Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной
— Информационный час должен быть мобильным
— Информация должна быть оперативной и неизвестной в классе
— Информация в обзоре должна быть беспристрастной
— Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы)
Основные формы работы во время информационного часа:
— газетные сообщения;
— пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой;
— работа с политической картой мира и глобусом;
— комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
— формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
— просмотр и обсуждение теле-материалов.
Формы проведения информационных часо
- викторина (обзорная и тематическая);
- информационный ринг;
- конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;
- ;
- встречи с интересными людьми;
- праздники газеты и журнала;
- вечера вопросов и ответов;
- дискуссии;
- путешествие во времени (история создания газет и журналов);
- рекламная акция.
Примерная тематика информационных часов в школе
1.По страницам и континентам.
2. Главные события страны и мира за неделю.
3.Газеты и журналы моей семьи.
стория первой газеты и первого журнала.
Профессия — журналист.
Это интересно знать
Время, события, люди.
Интересное и важное газетной полосы.
Нравственные проблемы на страницах газет.
Промежуточное обсуждение с группами промежуточных результатов по подготовке к конференции.
Обсуждение результатов конференции и участия всех учащихся в ее проведении.
Организация и проведение викторины
Викторина — это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка.
Правила проведения викторин:
Тема викторины должна быть актуальной.
Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.
Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса.
Поиск ответов на вопросы не должен быть сверх труден.
Учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторинам.
В викторинах всегда должны быть победители.
Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.
Викторины могут быть тематическими или обзорными.
Популярные темы викторин:
История государств и народов.
Дальние уголки земного шара.
Необыкновенные истории обыкновенных вещей.
Праздники, которые всегда с нами.
Природные катаклизмы.
Сказочные герои и их авторы.
Государства и их правители.
Музыкальные инструменты. О чем они могут рассказать.
Растительный и животный мир земного шара.
Великие полководцы и знаменитые солдаты.
Фильмы и их герои.
Знаменитые фразы знаменитых людей.
Великие первооткрыватели, их открытия.
Медицина и здоровье.
Обычаи и традиции народов мира.
Птицы, рыбы, звери…
Предметы, без которых нельзя жить.
Экзотические растения и цветы.
Знаки зодиака и гороскопы.
Автомобили, их создатели и владельцы.
Реки, озера, моря и океаны.
Физика вокруг нас.
Химия нашей жизни.
История войн и побед.
Картины и художники.
Подготовка досугового внеклассного мероприятия
Подготовительная работа перед посещением театра:
-Изучение истории театров, их роли и влияние на судьбы людей.
— Встречи с театральными деятелями, актерами.
— Беседа «Театральное произведение и его автор».
— Интерактивная игра «Театральный этикет».
— Классный час «Актеры и роли».
— «Театральная афиша» — игра — путешествие.
— Анализ посещения театральной премьеры в классе.
Тематика экскурсий
Памятные места города, мимо которых мы проходим каждый день.
Если бы камни могли говорить…
Улицы, от названия которых становится теплей.
История храмов моего города.
Памятники старины и современности.
Люди, творившие историю.
Экономические гиганты моей страны.
Тайны природы и ее открытия.
Научные учреждения и их роль в жизни страны.
Музей приглашает в гости.
Сокровища театральных музеев.
Профессии наших родителей.
Мир растений моей земли.
медицинским работником школы. Оправданным будет указание в списке домашних адресов и контактных телефонов родителей участников группы.
Для профилактики безопасного проведения похода необходимо оформить маршрутный лист, который будет нужен при оформлении отчетности по пройденному маршруту.
Развитие интеллектуальных способностей учащихся
Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:
- интеллектуальные марафоны;
- дни интеллектуального творчества;
- защита интеллектуальных проектов;
- экскурсии в ВУЗы, НИИ и исследовательские лаборатории;
- встречи с учеными, изобретателями;
- интеллектуальные ринги и викторины;
- заседание клубов интеллектуалов;
- интеллектуальные олимпийские игры;
- школа интеллектуального развития.
Тематика часов по развитию интеллектуальных умений учащихся
1.В.И.Даль и его толковый словарь.
2.Я и мои способности.
3.Мир энциклопедий.
1.Мои сильные и слабые стороны.
2.Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть.
3.Мои «почему?» и ответы на них.
Формы работы по преодолению вредных привычек учащихся
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;
- встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
- встречи со специалистами, изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;
- чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях,
- тематические викторины, устные журналы, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа, конкурсы рекламных щитов по данной проблеме, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;
- нравственные классные часы; интерактивные игры;
- пресс-конференции, брифинги по данной теме.
Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятий по профилактике вредных привычек:
— Мероприятия должны соблюдать время и место. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.
— Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.
— Мероприятия такого рода должны быть очень искренними и максимально откровенными со стороны взрослого.
— Форма общения — не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.
— Факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика.
— Такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.
Традиционные мероприятия в коллективе класса
— «Праздник рождения класса» (Каждый год ребята празднуют час своего единения, своей причастности к жизни каждого).
— Традиция учащихся класса под названием «Я пришел в этот день в этот мир»
— Традиция встреч с родителями под названием «Глаза в глаза».
— Праздник благодарения — праздник восславленния мужчины и женщины, человеческих качеств;
— Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, кто болеет, у кого в жизни наступили трудные дни;
-Традиция помогать больным и пожилым, немощным людям. Концерты, сбор подарков, поздравления — это неполный перечень того, что могут сделать учащиеся;
— Традиция помощи первому учителю в работе с малышами: подготовка сценариев, организация праздников, игровых программ;
— Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны;
-Традиция встречи летних каникул, праздник совместного веселья и планов на будущее.