План реализации республиканского проекта «Родительский университет» государственного учреждения образования
«Староруднянская средняя школа Жлобинского района»
на2024/2025учебныйгод
Гендерное воспитание школьников
Важнейшая цель гендерного образования – создание условий для максимальной самореализации мальчиков и девочек, юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия.
Цели гендерного воспитания в школе: преодоление гендерных стереотипов, которые мешают успешному развитию личности ребенка, мальчика и девочки.
внедрение гендерных подходов в школе благоприятствует развитию партнерских отношений между полами, воспитывает их в духе толерантности.
создание таких условий для воспитания юношей и девушек, в которых, их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт;относительно безболезненному приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и эффективному полоролевому обособлению в социуме. Воспитание у молодых людей гендерной культуры, которая понимается как интегральное образование личности, отражающее меру и способ ее гендерной социализации, эффективность взаимодействия с лицами противоположного пола и готовность к осуществлению семейных функций
С чего начинается гендерное воспитание. Все родители еще до рождения ребенка определяют цвет одежды, коляски, белья. Вот, пожалуй, с этого и начинается гендерное воспитание. Ученые пришли к выводу, что ориентироваться только на биологический пол нельзя, в связи с этим ввели понятие «гендер» (означает род). Само по себе это понятие подразумевает под собой традиционное воспитание мальчиков и девочек, особенности поведения мальчиков и девочек, особенности психологии в соответствии с полом. В основе такого разделения по признакам пола лежит психофизиология. Родители сами с самого раннего детства приводят в действие механизм гендерного воспитания. Итак, девочки. С самого детства девочки проявляют «материнский инстинкт», выражающийся в интересе к куклам, к другим малышам, к коляскам. Их, прежде всего, интересует человек, его взаимоотношения с другими людьми. Для них характерно проявление интереса к быту (посуда, мебель, еда). Так сложилось, что девочки больше общаются с мамами, сильнее привязаны к ним. У них сильнее развито непроизвольное внимание, они легче поддаются внушению, они поддаются эмоциям. Родители покупают им «девчачьи» игрушки: куклы, посудка, коляски, мебель. Тем самым, развивая в них то, что уже заложено природой.
Представители мужского пола обладают большей физической силой, выносливостью, стойкостью. С детства они больше привязаны к отцам, от них перенимают мужские качества. Мальчишки больше интересуются машинками, гонками, солдатиками, воинами и др. С детства они видят, как папы выполняют мужскую работу по дому: чинят, забивают гвозди, меняют водопровод и так далее. Непроизвольно весь труд разделяют на мужской и на женский. Сами родители учат мальчишек быть защитником для сестры, мамы, подруги. Родители покупают мальчикам машинки, автодороги, детские строительные инструменты, воинов и так далее, что само по себе приводит к разделению в воспитании. В обществе так сложилось, что существует воспитание мальчиков и девочек, особенности поведения и отношения.
Именно с раннего детства, с подбора цвета белья и покупки игрушек, с выбора игр начинается гендерное воспитание. Многие родители сами того не подозревая используют основы гендерного воспитания. Именно с семьи все и начинается.
Судить о том хорошо это или плохо, нужно это или нет судить каждому родителю, но факт, что такие элементы гендерной педагогики существуют, отрицать никто не станет. Так сложилось исторически, это прочно засело в сознании человечества и изменить это не в силах никто.
Гендерное воспитание в школе:
позволяет сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации в какой-либо сфере жизни и дает возможность выпускникам школ осуществить свободный выбор путей и форм своей самореализации;
предполагает гармонизацию поло-ролевого взаимодействия на основаниях эгалитаризма как принципа равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности;
осуществлять гендерный подход в образовании детей — значит ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола
Советы родителям по гендерному воспитанию детей
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы — взрослые.
Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина — девочек), ей (ему) мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивая к поиску собственных решений: незнакомых, нетиповых заданий
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать, Особенно это важно для мальчиков
Никогда не ругайте ребенка обидными словами, а неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно
Гендерное воспитание в школе.
В настоящее время гендерное воспитание и обучение в наибольшей степени привлекают внимание воспитателей, педагогов и психологов.
Гендерная культура — актуальная проблема современности, которая предполагает формирование у детей представлений о красоте человека в любом возрастном периоде, а также представлений о жизненном предназначении женщины и мужчины; раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков и девочек.
Половая принадлежность ребенка – важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.
Пол – биологическая принадлежность, комплекс поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или девочку.
Гендер – психосоциальные и социокультурные характеристики ассоциирующие с нашим полом.
Гендерное воспитание –совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям в проблемах социализации и становления личности, с учётом их пола.
Гендерная педагогика — это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки.
Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Психологи считают, что. гендерное воспитание в семье начинается с родителей, их отношения к ребёнку. Семья – первая и основная среда, в которой ребенок получает сведения о своем поле, и о взаимоотношениях полов.
Главной задачей для родителей – стать примером своим детям. Пример родителей, родительский авторитет, их поведение, мужская сила и смелость, женская мудрость и нежность, внешние и внутренние качества, нравственные взаимоотношения между членами семьи являются самым действенным средством полоролевого воспитания.
Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир. «Главная цель образования – создание оптимальных условий для развития ребенка на каждом возрастном этапе и формирование способности к дальнейшему саморазвитию».
Современное образование должно способствовать формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций.
Образовательные учреждения определяют у учащихся возможности личного, гражданского и профессионального выбора.
Гендерный подход в педагогике и образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности. Этот подход дает человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Педагоги должны учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
Вопросы, волнующие пeдaгoгoв:
отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек;
негативное влияние средств массовой информации;
отсутствие представлений об идеале мужчины и женщины;
пассивное участие родителей в воспитании детей;
недостаточное внимание к формированию культуры поведения (выбор одежды, макияж);
сотрудничество с родителями.
Учителя формируют у учащихся трудолюбие, ответственность, добросовестность, надежность, самоконтроль. Учат детей быть пунктуальными, терпеливыми, уважительными к взрослым и сверстникам.
Учитель выступает инициатором позитивного общения мальчиков и девочек в проведении различных мероприятий, в рамках учебно-воспитательной работы школы. Для этого можно организовывать различные конкурсы, беседы, экскурсии, походы, где чаще всего проявляются партнёрскую деятельность, доверительная и дружеская форма общения между мальчиками и девочками.
Правила воспитания по гендерному признаку
С самого появления младенца на свет каждый родитель старается воспитывать его в соответствии с качествами, присущими тому или иному полу. Девочки должны быть нежными, заботливыми, а мальчики смелыми, сильными. Это и есть гендерное воспитание ребенка. В чем же суть гендерного воспитания? На что нужно обратить внимание родителям? Какие вопросы могут возникнуть в процессе воспитания?
Что же это за воспитание?
Так вот, гендерное воспитание детей — это не только развитие качеств, характерных мальчикам или девочкам. Скорее здесь происходит социально — психологическое и культурное разделение в воспитании.
Развитие мальчика и девочки должно быть разным. При одинаковом воспитании разнополых детей вероятность проявления нежности, трусости, эмоциональность у мальчиков возрастает, а у девочек агрессивности, дерзости. Родителям стоит обратить внимание на характер воспитания дочек и сыночков.
Правильное гендерное воспитание детей позволит понять мальчикам и девочкам, что их различия заключаются не только во внешних факторах, но и в структуре поведения. Задача родителей и воспитателей научить ребенка ассоциировать себя с конкретным полом. С гендерным воспитанием к детям приходит:
понимание о принадлежности к тому или иному полу;
чувство терпения к противоположному полу;
знание о поведении, принадлежащего пола, и желание следовать им.
Девочки и мальчики. Особенности, советы психолога
Так в чем же разница между детьми и их воспитанием? Психологами доказано, что мальчики и девочки отличаются психологическим развитием. Девочки раньше начинают ходить и говорить, мальчики исследуют сами и получают опыт испытав неудачи. Девочкам проще запомнить услышанное, мальчики лучше увидят. Не зря говорят: “Женщины любят ушами, а мужчина глазами”.
Особенности гендерного воспитания девочки в семье:
девочки нуждаются в заботе, помощь расценивают как показатель любви;
для развития женских черт характера дочке необходима близкая связь с мамой;
разговоры “по душам” с мамой только укрепляют отношения и знакомят с женским единством;
между папой и дочкой особенные отношения. Папам необходимо показать уважение, любовь и нежность;
привлечение будущей хозяйки в домашние дела, познакомит с тонкостями и секретами ведения хозяйства;
больше хвалите девочек;
обеспечьте игровую зону “женскими” атрибутами (посуда, утюг, пупсик в коляске);
обратите внимание на развитие крупной моторике: подвижные игры, танцы.
У мальчиков свои отличительные черты по гендерному воспитанию:
для мальчиков любовь — это доверие. Он чувствует себя стоящим, когда ему доверяют;
пример мужества и стабильности должен быть отец. Папе нужно привлекать мальчика в мужские дела по дому (починить, прибить) и спорт (футбол, хоккей). Если сын растет без папы, то необходимо найти возможность ему общаться с мужчинами (дедушка, дядя), чтобы он видел как должен вести себя настоящий мужчина;
для мужского пола очень важна дисциплина, она сделает малыша ответственным;
нельзя запрещать давать волю эмоциям.
Мужчинам тоже иногда хочется выплакаться, что говорить о ребенке;
мальчишкам очень важен контакт с родителями;
умение приготовить себе еду или убрать вещи — ценное умение для сильного пола;
мелкие конструкторы, солдатики, рисование, лепка и подобный вид деятельности хорошо развивает мелкую моторику, очень важную для мальчиков.
Можно понять, что гендерное воспитание детей начинается с раннего возраста и в большей мере зависит от родителей и близких. Понятие отличительных черт психологического развития того или иного пола облегчат взрослую жизнь Вашему ребенку. Но, не забывайте, что главный двигатель правильного воспитания является любовь и уважение.
Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях
общего среднего образования республиканского проекта
“Родительский университет”»
Общешкольное родительское собрание на тему «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей».
В рамках реализации Комплекса дополнительных мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, 15.11.2024 в Староруднянской средней школе прошло общешкольное родительское собрание на тему «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей». На собрании были освящены вопросы безопасности в сети Интернет, профилактики насилия, наркомании, алкоголизма в подростковой среде.
В своих выступлениях старший лейтенант УИМ Предченко Р.В., и старший инспектор ИДН Афанасенко С.А. отметили необходимость профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, привели статистику и примеры для родителей большинства правонарушений, совершенных подростками нашего района и в частности. Заместитель директора по воспитательной работе привлекла внимание родителей к серьезным проблемам, мешающим здоровому образу жизни: к курению, пьянству, наркомании… Разъяснила, какие последствия могут привести при бесконтрольном времяпровождении детей.
А в завершении о вопросах проведения социальных расследований, о выполнении планов социальной защиты родителями, детей признанный в социально опасном положении, выступила директор Боленкова Н.Ф. и обратилась с просьбой: беречь своих детей, интересоваться где и как их дети проводят свободное время, контролировать их.

Общешкольное родительское собрание, с привлечением субъектов профилактики.
04 ноября 2023 в Староруднянской средней школе состоялось общешкольное родительское собрание, с привлечением субъектов профилактики. Перед родителями выступили старший лейтенант милиции Предченко Р. В. и майор милиции Таргонский Ю.П. Собрание прошло в форме открытого диалога: рассмотрены сложившаяся ситуация среди подростков, причины и последствия совершения преступлений и правонарушений, влияния семьи на формирование подростка, этапы и признаки отклоняющегося поведения. Законные представители учащихся смогли задать интересующие вопросы. Далее состоялись классные родительские собрания по теме семейного неблагополучия.

Консультация «Режим учебного и физического труда, личная гигиена»
Юношеский возраст — это время жадного накопления знаний, умений, время, когда усваиваются общечеловеческие духовные ценности, вырабатывается свое отношение к ним. Именно в этом возрасте все чаще обнаруживается та или иная способность, ярко выраженный интерес к чему- либо. По замечанию К.Д. Ушинского, в юности обобщение знаний и опыта не идет равнодушно, оно сопровождается внутренним волнением; большое значение придается личной оценке тех или иных понятий и отношений, с которыми сталкивается и которые усваивает растущий человек.
В юношеском возрасте заметно выделяются две группы юношей и девушек; если у одних нет ярко выраженных склонностей и по всем предметам они учатся примерно одинаково, то у других четко обозначены интересы. Про эти интересы уже известно и учителям, и сверстникам; ребята усердно занимаются и любят одни предметы и равнодушны к другим или просто пренебрегают ими.
Что вызывает интерес к тем или иным учебным предметам? Причин много, но наиболее значимы такие: интересное преподавание предмета; интерес к самому его содержанию; высокая общественная оценка, престижность данной области знаний; практическая значимость предмета, связанная с жизненными планами; увлекательность самого процесса получения знаний, требующего самостоятельной, активной деятельности, умственной и практической; успехи в усвоении предмета, соответствие предмета склонностям.
Почти у всех старшеклассников есть и мало интересующие их предметы. В чем тут дело? Причины пониженного интереса к тем или иным предметам связаны, главным образом, с тем, что способы преподавания (и способы усвоения) отстают от возросших интеллектуальных потребностей и возможностей старших школьников. Не любят они механического заучивания. А в повседневной учебной деятельности сохраняются 2 основных способа работы: объяснение учителя и самостоятельные занятия с учебником. Отсюда нередко надоедливое однообразие. Все же другие способы, развивающие творческую мысль, самостоятельность в поиске знаний, познавательную активность, используются недостаточно. Не испытывая удовольствия, радости от учения, не умея самостоятельно, свободно пользоваться различными способами учебной работы, многие ребята начинают тяготиться учением.
Вот почему так важно старшему школьнику учиться самостоятельно добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные сведения, прочно их запоминать, связывать с другими, быть на уровне современных достижений. Только так может появиться подлинный интерес к науке, к познанию, только в этом случае он будет стойким, побуждающим к деятельности. И если мы сейчас поможем юному человеку развить потребность в знаниях, умение приобретать их, то эти важные качества останутся с ним после окончания школы.
Старшеклассников надо специально учить тому, как законспектировать статью, записать лекцию, им надо дать навыки самостоятельного поиска нужной информации, объяснить, как пользоваться библиографией, справочными материалами, каталогами и т. д.
К сожалению, умения самостоятельно и активно работать с источником знаний — и в первую очередь с учебником — у многих и нет. Только 5-6% ребят полноценно воспринимают художественную литературу. С учебной литературой дело обстоит еще хуже. Словом, к старшим классам сплошь и рядом задача самостоятельной работы с книгой оказывается для школьников слишком трудной, если не непосильной. Но у вас, родители, сейчас есть все возможности для того, чтобы восполнить пробелы. Конечно, было бы лучше, если бы нужные умения сложились своевременно, тем не менее сейчас вы можете опереться на возросшие интеллектуальные силы ваших детей.
Современные школьники часто перегружены, и рабочий день у них бывает длиннее, чем у взрослых. Учебная программа рассчитана на формирование самостоятельного мышления, носит развивающий характер. Также ребята получают большое количество информации из телевизионных передач, через журналы, видеоматериал. Это помогает и мешает учебе одновременно.
Среди подростков считается, что если готовить все уроки — просидишь до ночи. Это не так. Хотя многие действительно сидят за уроками до позднего вечера. Но часто эти занятия неорганизованны, что вызвано переутомлением, недосыпанием, пробелами в знаниях, непонятым в классе материалом.
Психологи установили, что у каждого человека ритм работоспособности бывает разным. Но чаще всего работать легче и эффективнее с 8 до 12 и с 16 до 18 часов, так как в 12 и 18 часов происходит резкое понижение работоспособности. Поэтому, если правильно распределить время для выполнения домашнего задания, сидеть долго не будет необходимости. После прихода из школы обязательно надо отдохнуть. Садиться за уроки лучше в 16 часов или, если ребенок учится во вторую смену, в 9 часов. Необходимо подготовить рабочее место и отключить на время выполнения работы телевизор, все гаджеты поскольку они отвлекают, не дают сосредоточиться. Также не дает сосредоточиться поиск линейки, тетради, карандаша. Уходят, убегают драгоценные минуты.
Подростки должны больше гулять. Не 40-50 минут, а хотя бы часа полтора-два. Лучше сократить время на просмотр телепередач, на чтение детективов. Казалось бы, что ребята, которые занимаются в кружках или дополнительных школах, имеют меньше свободного времени. Но у них есть возможность переключиться и отдохнуть. То есть кружки и секции помогают лучшему отдыху от занятий, развивают умственно и физически.
Хорошо чередовать умственную и физическую работу. Особое удовольствие у подростков вызывает творческая работа. Она тоже является хорошим отдыхом. Если же подростку кажется, что он перезагружен, пусть он сядет и напишет план работы, свой режим на день. Он заметит, сколько тратит времени зря, и постарается использовать его лучше. При хорошей организации на подготовку домашнего задания достаточно 2,5-3,5 часа.
Рациональный режим труда и отдыха- необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Помогите своим детям организовать свой режим, поддерживайте его. Будьте рядом, будьте вместе!
Консультация «Как на самом деле любить своих детей? »
Большинство родителей смутно представляют себе, что ребенку нужны не только еда, дом, одежда, образование, но и руководство, а главное – любовь! Но именно безоговорочную, безусловную любовь родители и не умеют проявить.
Родителям следует знать, что дом, несмотря на многие отвлекающие обстоятельства (школа, друзья, улица и т.д.), сильнее всего влияет на ребенка. На втором месте по значимости стоит врожденный темперамент. Даже новорожденные уже отличаются по темпераменту: это уровень активности, ритмичность циклов сна и бодрствования, реакция на новый стимул, ее интенсивность и порог ответной реакции, смена настроения, способность отвлекаться, концентрация внимания и настойчивости. Оказывается, что наиболее подвержены стрессам, особенно при завышенных родительских ожиданиях, именно те дети с высокой степенью реактивности (т.е. сверхэмоциональные); дети, отстраняющиеся и замыкающиеся в новой ситуации; дети, плохо приспосабливающиеся к переменам; дети, у которых чаще всего плохое настроение. И к сожалению, обычно такие ребята получают меньше любви и внимания со стороны взрослых. Исследователи оценивали новорожденных по этим характеристикам темперамента и могли четко предсказать, будет ли ребенок “легким” или “трудным”. “Легкие” дети растут у любящих матерей, “тяжелые” – у нелюбящих или у тех, которые сознательно или подсознательно не хотели ребенка. Основные типы темперамента в значительной степени влияют на то, как растет и развивается ребенок. Осознание этих типов помогает родителям избежать ненужного чувства вины, если, несмотря на любовь, ребенок растет “трудным”. Таким детям легче справиться с жизнью при любящих и заботливых родителях, помогающих сглаживать трудности характера.
Ясно, что большинство родителей любят своих детей. При этом обычно считается, что родители естественным образом умеют передать свою любовь ребенку. На самом деле они не знают, как это делать. И отсюда – ощущение у многих современных детей, что им не хватает безоговорочной любви и безусловного одобрения со стороны родителей. Это самая главная причина трудностей с детьми. Когда отношения между родителями и детьми не основаны на безоговорочной любви и привязанности, тогда и возникают все осложнения: плохая дисциплина, отставание в учебе, конфликты со сверстниками.
Основными способами передачи безусловной любви являются контакт “глаза в глаза” и физический контакт.
Контакт “глаза в глаза”. Он важен не только для установления взаимосвязи, но и (а это существенно) для удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка. Чем больше и чаще родители смотрят ребенку в глаза, выражая свою безусловную любовь, тем полнее эмоциональный резервуар ребенка. Глубочайшая ошибка – использование контакта “глаза в глаза” для выражения порицания и наказания ребенка. Если родители смотрят в глаза ребенку только тогда, когда ругают его, то он и приучается смотреть на них только с отрицательными эмоциями. Еще более вредно избегать смотреть на ребенка для демонстрации неодобрения, используя отсутствие контакта “глаза в глаза” как наказание. Для психики ребенка это может оказаться страшнее и разрушительнее, чем физическое наказание, и ребенок может на всю жизнь запомнить такой прием и испытать его в будущем и на своих близких. Важно понять, что родителям следует подолгу смотреть детям в глаза дружелюбно и прямо, чтобы выразить свою безусловную любовь, а не порицание за нарушение дисциплины. Поскольку дети повторяют нас в своих действиях, то им это поможет установить хорошие контакты со сверстниками и быть дружелюбными в своих семейных отношениях в будущем.
Исследования врачей и психологов показали, что хуже развиваются именно те дети, которые были лишены в раннем детстве физического контакта и контакта “глаза в глаза” с родителями (так называемая болезнь сиротства). Более того, оказалось, что контакт “глаза в глаза” с учителем имеет исключительно положительное влияние на способность детей к обучению.
Физический контакт. Совсем необязательно целоваться и обниматься – вполне достаточно похлопать по плечу, взять за руку, просто дотронуться, погладить по голове, потрепать по волосам – все это подкрепляет эмоциональную уверенность ребенка и дает ему возможность проявить на деле свою безоговорочную любовь. Однако оба типа контактов с ребенком должны быть доброжелательными, естественными (а не демонстративными) и, главное, ежедневными. Причем важно знать, что мальчикам эмоциональный контакт еще важнее, чем девочкам, особенно с отцом: тогда мальчик будет все больше отождествляться со своим полом и вести себя все более мужественно. Естественно, с возрастом физический контакт с мальчиком или девочкой – подростком должен видоизмениться, но ни в коем случае не прекращаться. Особенно важен физический контакт, когда ребенок болен, устал или грустен, когда его укладывают спать. Ребенок может запомнить на всю жизнь, как мать и отец целовали его на ночь, их колыбельные песни, ласковые слова, прикосновения и прочие проявления искренне родительского чувства. Для мальчиков непосредственный физический контакт (поцелуи, объятия) очень важен в первые годы, а для девочек – в критический возраст, когда им больше всего нужны ласка и внимание родителей: 11 – 12 лет.
Консультация для родителей «Профилактика насилия в семье»
Уважаемые родители!«Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг, предназначенный богом». Эти слова из книги Али Акбара Фурутана «Отцы, матери, дети». Эти слова как приглашение к разговору. Каждый должен подумать: комфортно ли в вашем доме ребёнку? Имеется в виду не только материнская сторона (здесь нет границ), но и морально, душевно.
Воспитание ребёнка — главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответсвующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.
Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.
Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых, к сожалению, не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.К психической форме насилия относятся:
— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
— безработица, постоянные финансовые трудности;
— постоянные супружеские конфликты;
— статус беженцев, вынужденных переселенцев;
— низкий уровень культуры, образования;
— негативные семейные традиции;
— нежелательный ребенок;
— умственные или физические недостатки ребенка;
— «трудный» ребенок.
К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране множество детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год есть случаи, где дети избиваются родителями, несовершеннолетние становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Дети уходят из дома, спасаясь от родителей.
Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей. даже не догадываются о таких фактах:
физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Помните, насилие — порождает насилие!
Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:
— Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
— Объяснением. Кратко объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.
— Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь, пока проступок повторится.
— Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.
— Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят, и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.
Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя:
Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает, и никогда не ругайте за то, что умеют другие.
Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.
Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…»
Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.
Помните, то ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.