Родительское собрание . Как мы можем помочь своим детям

Родительское собрание. Конфликты

Родительское собрание

Методика проведения родительского собрания

Десять секретов успешного проведения родительского собрания

(памятка для педагога)

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно- воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания. Они являются важным педагогическим инструментом в руках педагога.

Характеристика различных видов родительских собраний представлена в таблице.

Родительские собрания в школе делятся на два основных вида: общешкольные и классные.

Общешкольные родительские собрания проводятся два раза в год. Цель таких собраний — знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Виды родительских собраний

Вид родительского собранияКраткая характеристика вида
Установочное (инструктивное)Информирование родителей по значимым вопросам: об итоговой аттестации учащихся, о введении школьной формы и др.
АналитическоеЗнакомство с аналитическими материалами: итоги успеваемости за определенный период причины пропусков занятий и др.
КонсультативноеКонсультирование по различным вопросам: профориентации, трудоустройству детей, по занятости в системе дополнительного образования, по программе каникул и др.
ЧрезвычайноеПроводится по поводу какой-либо чрезвычайной или конфликтной ситуации. Это коллективный совет взрослых людей, собравшихся, чтобы решить проблему
СовместноеПроводится совместно с детьми (особенно с подростками и старшеклассниками) для планирования деятельности по какому-то принципиальному вопросу, например: участие в социальной акции, открытие в школе нестандартных центров образования и т.д.
ОтчетноеПредставление родителям отчетов о проделанной работе, например: результатов творчества учащихся: театральные постановки, проекты, прикладные умения и др.
Информационно — просветительскоеПосвящено рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. 

Цель классных родительских собраний — обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Обычно классные родительские собрания проводятся один раз в четверть (триместр), при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На собраниях анализируют учебные достижения учащихся, характеризуют их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Любое родительское собрание условно делится на три части:

— вступительная;

— основная;

— заключительная.

Структура подготовки к родительскому собранию включает в себя следующие моменты:

1. Определение цели.

2. Изучение научно-методической литературы.

3. Проведение микроисследований.

4. Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников.

5. Выбор формы приглашения родителей.

6. Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола.

7. Оборудование и оформление помещения для собрания.

Педагогу следует помнить:

■ родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

■ тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

■ собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;

■ собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Особое внимание следует уделить приглашению родителей на собрание. Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно — можно записать ее в дневниках учеников, позвонить или отправить письма электронной почтой, через электронный дневник. Особенно необходимо обратить внимание на те семьи, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно. Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках или пришлют сообщение через электронный дневник, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то предупредят об этом заранее классного руководителя. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.

Классному руководителю можно дать несколько рекомендаций по проведению родительского собрания:

■ Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

■ Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.

■ Самый приятный звук для человека — его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

■ Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

■ Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

■ Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

■ Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

■ Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

■ В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

■ Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

■ Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Классному руководителю не стоит:

■ Осуждать отсутствующих родителей.

■ Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

■ Давать негативную оценку всему классу.

■ Переоценивать значение отдельных предметов.

■ Избирать для общения назидательный тон.

Осмысление итогов родительского собрания для классного руководителя является важным моментом рефлексии его педагогической деятельности.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании — необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать:

■ явка родителей, причины отсутствия;

■ персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;

■ вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы.

Вот некоторые секреты успешности родительского собрания:

✏ Уделите внимание приглашению на родительское собрание: оформлению приглашения, интересному и интригующему названию.

✏ Продумайте расстановку мебели в кабинете, где будет проходить родительское собрание. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

✏ Подготовьте визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

✏ Используйте разнообразные формы проведения родительских собраний, особенно в начале обучения 1-х классов, например: разговор за чашкой чая.

✏ Жестко определите регламент собрания. Берегите время родителей.

✏ Умело определите день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т.д.).

✏ Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложения, вносить встречные; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени-отчеству, а не «Катина мама…».

✏ Используйте групповые формы работы родителей, игровые элементы.

✏ Опирайтесь на опыт, мнения авторитетных родителей.

✏ Желательно заканчивать собрание принятием конкретного решения.

Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных — важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют своего ребенка. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.